+7 (968) 723-47-10

Комфорт практичность и надежность это основные качественные критерии интерьеров, офисов и дома, в котором должен находиться человек, но ко всему этому еще нужна и красота! Красота, которая будет вызывать у человека чувства удовольствия и радости, вдохновляя на работу, творчество, отдых и семейное общение.

Этапы и история возникновения "Функционализма" в архитектуре.

Середина 19 - 20 век

Функционализм в архитектуре это стиль, который  в полной мере проявился в  середине  20 века.  Параллельно с эклектикой и декоративистско-подрожательным  зодчеством, уже со второй четверти 19 века в западноевропейской архитектуре развивается другая, рационалистическая струя, основывающаяся на активном использовании прогрессивных строительных материалов. Прежде всего, металла и стекла, к концу века эта линия обогащается крупнейшим явлением в истории мировой архитектуры - применением бетона и железобетона, составляющим основное средство современного строительства.

Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный 1843 - 1850-ч французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал парижской библиотеки святой Женевы  . Конструкция была нова и рациональна, но сила традиции сделала свое дело, и архитектор счел необходимым отдельным элементам придать архаичную форму: тонкие чугунные столбы были обработаны в виде античных колон с коринфскими капителями.   

 

Всемирно  выставка 1851 году в Лондоне ознаменовалась постройкой Д.Пэкстоном грандиозного павильона - "Хрустального дворца" . Каркас сооружения, состоящий из стандартных чугунных секций и деревянных арок , почти полностью был покрыт стеклом. Это был первый пример в строительстве в больших масштабах сборной конструкции и стекла. Она не была замаскирована, а служила основным средством эстетического воздействия.

 

Во второй половине 19 века возникают крупные универсальные многоэтажные магазины. Характерным образом являются построенный в Париже в 1876 году Г.Эйфилем и П. Буало первый универсальный магазин "О бон морше"  в основе тектонического решения которого - обнаружена металлическая конструкция опор и перекрытий.

 

Прогресс техники в частности строительной, в тоже время вызвал противоположную реакцию в искусстве. Особую роль в этом сыграло движение "Прерафоэлитов" во главе с теоретиком Искусства англичанином Д.Рескином(1819-1900) . Рескин утверждал что машина губит красоту. Ф.Уэбб и У.Моррис были одними из наиболее активных приверженцев Движения искусств и ремёсел. В 1887 году они создают «Общество защиты старинных зданий»    Центром этого движения была мастерская финансировавшаяся У.Морисом. Архитектор Д.Уэбб построил для мориса так называемый Красный дом, типа особняка - коттеджа , который явился в дальнейшем образцом для многих подобных зданий. Во внутренней его отделке было много нового, решенного индивидуально, но в значительной мере основанного на переработке готических тем и мотивов.

 

Чикагская школа

 

Тезис «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» был выдвинут американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry) (1856-1924)(Чикагская школа) еще в конце XIX века. Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность.

Один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) — был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером (Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. 

 

Изобретение бетона и железобктона

Помимо метала, во второй половине 19 века  начинают применяться другие прогрессивные материалы - Бетон, железобетон, в сильнейшей степени повлияли на  все последующее развитие мировой архитектуры. Предпосылкой этому явилось изобретение нового крепчайшего вяжущего вещества - цемента, получаемого по средствам смешения тонкомолотого известняка и глины, обжига смеси и размола в порошок полученного клинкера

 В 1850 -х годах Уилкинсом и Канье предприняли попытку создать железобетонные конструкции (бетонная масса, упрочиваемая по средствам предварительного введения в нее железной арматуры в виде прутьев). Сам бетон способен выдерживать огромные сжимающие нагрузки, но растяжению он сопротивляется хуже. Компенсировать последний недостаток и призвана железная арматура. Патент на выработку железобетонных изделий был получен Жозефом  Монье в 1867 году. Эта дата фактически открыла эру железобетона. Будучи способным нести большие нагрузки, во много раз больше чем кирпич, железобетон позволяет придавать ему самые разнообразные формы. Из него можно создавать системы гигантских пролетов - сводчатых и купальных, при минемальных сечениях, делать навесы, уменьшать до предела размеры с сечения опорных элиментов - стен и столбов.

 

Железобетон стал внедряться в строительство в основнол  лиш с 1890-х годов. В 1900-х годах случаи использования железобетонных конструкций умножились. В 1920 - х годах строительство из этого материала приобрело огромный размах.

 Ханнса Хоппа  первым использовал бетон не только в качестве строительного материала, но и как элемент декора. Грубо обработанный бетон выполнял здесь эстетическую функцию, особенно в сочетании с гладким кирпичом.

 В 1921 году Хопп спроектировал Дом техники(Haus der Technik) - комплекс, в который входил самое крупный выставочный зал Восточной ярмарки  Верхнее освещение центрального зала (который достигал 121 м в длину и 46 м в ширину) осуществлялось благодаря многочисленным окнам, высоким и узким, в торцевых фасадах. Сами фасады, из тёмно-бордового кирпича, “оживлялись” светлыми бетонными перемычками окон.

Модерн

В 1890- х годах в архитектуре определяется новое течение, новый стиль - Модерн , именуемый в Германии и Австрии югенстиль, или сецессион. во Франции - артнуво. Модерн явился средством преодаления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Он преследовал цель создание совершенно нового универсального синтетического стиля. Время распростронения модерна в Европе и Америке 1890-у и 1900-у годов.

Наиболее значительными мастерами модерна были: венские архитекторы Отто Вагнер и Иозиф Ольбрех, Бельгийский - Ванде Вальде, английчкий - Чарльз Макинтош и американский - Луис Саливан.  Произведения этих архитекторов отличаются известными противоречивостями: при наличии рациональности в композиции и конструктивных решениях в них наблюдаются и черти поверхностной декоративности. В тоже время в работах этих зодчих можно отметить и вполне определенную тенденцию к постепенному переходу от надуманных, усложненных форм к более логичным конструктивным, четким и простым. 


Л. Саливан будучи лидером так называемой чикагской школы, он активно боролся с эклектизмом, в результате воздействия которого небоскребы превращались в Кампанеллы средних веков, украшались готическими и классицистическими декоративными мотивами. Постепенно Л. Саливан  преодолевает формы раннего декоративного модерна вырабатывает простую и четкую манеру. На первый план в его произведениях проступают функциональные и конструктивные стороны архитектуры (универсальный магазин в Чикаго; 1899)

Модерн в начале ХХ века постепенно переходит в свою позднюю , "конструктивную стадию". В архитектурных сооружениях обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, к выявлению в композиции назначения здания и особенностей материалов.


Веркбуд

7 октября 1907 г. в результате объединения «Дрезденских мастерских» и Соединенных мастерских в Мюнхене  был образован  Веркбунд.

«Веркбунд» (Deutsches Werkbund), объединявшее архитекторов, ремесленников, мастеров прикладного искусства и промышленников. Целью «Веркбунда» было добиться более высокого качества и более эстетичного вида серийных промышленных товаров.

 

Своей основной целью Веркбунд объявил «облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды», «одухотворение немецкой работы подъемом ее качества». Понятие «высокое качество» включало в себя при этом не только применение добротных материалов и безупречное фабричное исполнение, но и «глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета». Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и откровенная функциональность должны были, по замыслу членов Веркбунда, привести к установлению единою вкуса, не допускающею экстравагантности и индивидуализма. Особое значение при этом придавалось архитектуре как ведущему виду искусства, определяющему художественную и во многом даже социально-культурную сферу.

 

По мнению участников «Веркбунда» современное им искусство отставало от науки и промышленности. Индивидуализм в творчестве, считали веркбундовцы, приводит к ограничению сферы деятельности и кругозора. Промышленность же, являясь объектом коллективной деятельности, позволяет накапливать значительный и разнообразный опыт.

 
 

В период когда определялись  принципиальные основы современной архитектуры, продолжавшийся до первой мировой войны1914-1918 годов,  на ряду с архитекторами старшего поколения работали крупные архитекторы : француз Огюст Перре, и американец Франк Лойд

В 1903г. Огюст Перре строит в Париже первый целиком железобетонный дом. Он активно применяет железобетон. Из его произведений времени до первой мировой войны характерен также театр Елисейских полей Париже 1913 

 

Ф.-Л.Райт являлся последователем Л.Салливана. Отказавшись от декоративистских стилизаций Ф.Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно -пространственное искусство.  Он призывал также к установлению тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектуре особенностей и возможностей природного окружения. Ф.Райт порицал переуплотненность  капиталистических городов и создание сверх высоких зданий, он культивировал постройку типа коттеджей. Архитектуру райтовских частных домов обычно определяют как"стиль прерий" В ряде случаев горизонтально стелящиеся объемы его особняков кажутся тяжелыми, излишне массивными.  Это - результат желания автора "романтизировать" архитектуру, тесней связать ее с землей.

Первая мировая война

 Мировая война приостановила строительство и вызвала разрушения во многих городах. Необходимо было восстанавливать разрушенные центры и в тоже время удовлетворять в какой-то мере острую потребность  в жилище миллионов людей. Главное внимание архитекторов сконцентрировалось на строительстве городов-спутников и городских поселков, состоящих из малоэтажных бетонных домов с озеленением на территории. Но экономическая депрессия ограничивала объемы работ.

В эти же годы складывается концепция комплексной жилой застройки жилых районов, включающая наряду с жилищем предприятия инфраструктуры. Несмотря на крайнюю скудость материальных и финансовых ресурсов эта концепция начинает реализоваться. Неблагоустроенную усадебную застройку рабочих окраин крупных промышленных городов начинают заменять благоустроенной комплексной застройкой с 2- 4- этажными капитальными секционными или блокированными домами. К наиболее известным жилым комплексам этого типа в Москве принадлежит посёлок Сокол /арх. Н. Марковников/, комплекс при заводе АМО /арх. И. Жолтовский/, комплексы им. Разина, им. Кирова, им. Шаумяна, им. Артёма в Баку, построенные в 1924-1925 гг. по проектам арх. А. Иваницкого и А. Самойлова, а также комплексы в Харькове, Ленинграде, Тбилиси и др. крупных городах.

 

В некоторых комплексах создавались новые по содержанию общественные центры, состоящие из детского учреждения, школы, фабрики-кухни и рабочего клуба. Не случайно именно здания рабочих клубов, как дворцов культуры, становится одной из основных тем в творчестве выдающихся архитекторов этого времени

 

Баухауз (Государственный дом строительства)

Подъем строительства отмечается с 1924 года, когда в капиталистических странах начался период относительной стабильности экономики. Центром архитектурной деятельности в Германии становиться так называемый Баухауз 

 После окончания войны архитектор Вальтер  Гропиус получил приглашение возглавить Высшие школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре. В 1919 году Вальтер Гропиус  слил воедино два учебных заведения, и новое учреждение получило название «Государственный Баухаус»( Государственный дом строительства).


Программа «Баухауса» (Bauhaus) во многом совпадала с идеями «Веркбунда» (Deutsches Werkbund), и предшествовавшего ему движения «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts). Теоретической основой Баухауза был "функционализм" , принцип - "то хорошо выглядит, что хорошо  функционирует"

Руководители Баухауха  стремились создать вненациональную демократическую архитектуру, которая могла стать фактором смягчения социальных противоречий капитализма. Однако рационалистическая практика Баухауза, направленная на разработку экономических и удобных зданий с квартирами минимальных габаритов , сочеталась с формалистическими положениями работавших в ней"Левых" художников беспредметников.

Гропиус утверждал, что не машина виновата в том, что труд удешевляется, а товары теряют в качестве, - виноваты люди, не умеющие использовать машины во благо. В трактовке Гропиуса станки – не враг, а наиболее совершенный инструмент в руках мастера.

«Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau)

1925 году Гропиус перевел свою школу в Дессау. Построенное по его проекту здание «Баухауса» в Дессау (Bauhaus, Dessau) считается манифестом функциональной архитектуры. Здание асимметрично, разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений. Декор практически отсутствует, обнажена конструктивная основа сооружения.

Гропиус собрал в «Баухаусе» яркий преподавательский состав из единомышленников, разделявших его идею единства искусства, ремесла и техникизатем вс 1928 его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты Пауль Клее И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт , Г. Штёльцль.

Афинская хартия

В завершенном виде, но применительно к застройке города в целом, идеи архитекторов современного движения были отражены в градостроительном манифесте, принятом в 1933г. конгрессом CIAM в Афинах. Манифест вошел в историю архитектуры под названием "Афинская хартия" Его текст был написан Ле Корбюзье и основывался на результатах ранее проведенного изучения и анализа опыта планировки и застройки 33 крупнейших городов мира. Манифест послужил основой для радикального пересмотра принципов традиционного градостроительства в исторически изменившихся условиях функционирования крупных городов - резкого увеличения населения, автотранспорта и насыщения промышленными предприятиями. "Хартия" провозгласила расширение принципов функционального проектирования от здания или комплекса зданий на город в целом, исходя из его четырёх основных параметров - работа, жилище, отдых, транспорт. Соответственно градостроительство предлагалось подчинить следующим постулатам:
-подчинение структуры города в целом принципу функционального членения его территории на центральную, жилую и промышленную зоны,
-согласование структуры плана города с требованиями движения автотранспорта путём перехода от традиционной уличной сети к широким транспортным магистралям с минимальным числом пересечений и размещением последних преимущественно в разных уровнях;
-оздоровление городского жилища согласно постулату "Хартии": "солнце, зелень, пространство" - три основных элемента градостроительства ...Солнце в доме, небесная лазурь за стёклами окон, море зелени, которое видишь перед собой, пробудившись от сна, тут же в городе"…


Реализация принципов "Афинской хартии" привела к регламентации озеленения жилых территорий, отказу от замкнутой квартальной застройки с "дворами-колодцами", переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий. Последнее обстоятельство способствовало в свою очередь распространению строчной системы застройки.

 

Оценка функционализма


Эстетическая оценка функционализма 20-х гг. остаётся нестабильной, резко изменяясь на протяжении десятилетий. Это отчётливо прослеживается на отношении к реконструкции жилых комплексов периода раннего функционализма. Так, в период повторного разочарования в модернизме /конец 60-х - начало 70-х гг./ построенный в 1927 г по проекту Ле Корбюзье посёлок Пуссак был полностью преображён при реконструкции: плоские крыши заменены скатными, ленточные окна замкнутыми, фасады получили многоцветный декор.

Если эстетическая оценка вклада раннего модернизма в историю зодчества неоднозначна, дискуссионная и до сих пор изменчива во времени, то его вклад в решение функциональных и социальных задач архитектуры бесспорен.

Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, защитив потребителей объектов строительства от крайних проявлений некомпетентности или не одаренности проектировщика в решении функциональных и технических задач архитектуры.

ArchiFamily 2014-2018